
Современный покупатель
обычно достаточно осведомлён о своих правах, знаком с «Законом о защите прав
потребителей» и знает как отстаивать свою позицию. Однако зачастую тот же
покупатель забывает, что права имеются не только у него, – юридические
законы с тем же успехом защищают и продавцов. Погоне за справедливостью легко
забыться и переступить грань, отделяющую ваши права и ваши обязанности как
покупателя, а потому очень важно иметь как можно более полное преставление о
правовых взаимоотношениях покупателя и продавца.

Покупатель имеет право
отказаться принимать купленный ранее товар в некоторых случаях, предусмотренных
законом, и покупателю не остается ничего другого, как согласится с этим. В
частности, это касается товаров, не подлежащих замене, даже если они были
возвращены в надлежащем качестве. Относительно лекарственных и предметов
гигиены многие покупатели хорошо осведомлены, а вот в отношении технически
сложной электронной продукции часто возникают споры. Купив телевизор с жидкокристаллическим
экраном, и не обратив при покупке внимание на малый угол просмотра, потребитель
несет его обратно в магазин бытовой техники и начинает там скандалить, пытаясь
уверить продавца в своей правоте. А ведь телевизор относится как раз к
вышеназванной категории товаров и не подлежит обмену или возврату стоимости.
Поэтому бессмысленно
спорить с продавцов и писать претензии к магазину – даже обращение в
судебную инстанцию не разрешит эту проблему в вашу пользу. Иное дело, когда у
телевизора обнаружились существенные недостатки. Здесь все права на стороне
покупателя, однако продавец имеет право усомниться в первоисточнике
неисправностей. У него возникает вполне естественное желание убедиться, что
недостатки товара возникли вследствие заводского брака, а не в ходе
эксплуатации Вами. Независимая экспертиза, как правило, помогает разрешить эту
ситуацию, а если вы неудовлетворенны ее результатами, то вполне можете
организовать еще одну.
Следует помнить о сроках
предъявления претензий о замене товара, ведь если вы надумали вернуть
некачественный телевизор в магазин по истечении установленного срока, продавец
может отказать вам на основании того же «Закона о защите прав потребителей»,
где говориться о «невыполнении покупателем обязанности известить продавца о
нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок».
Может случится, что у продавца банально закончились эти телевизоры и нет
никакой возможности заказать их вновь, или же их можно приобрести по очень
высокой цене. Все это относится к несоизмеримым расходам, возникшим по причине
несвоевременного информирования о недостатках товара. То же самое относится и к
неполной комплектации товара, недостаткам затаривания продукции, если продавец
не был извещен о них в разумный срок.
Если покупатель не оплатил
товар, переданный ему, например, в рассрочку, продавец вполне может потребовать
возврата этого товара, и будет абсолютно прав, ведь договор купли-продажи без
оплаты товара считается недействительным. Возможен и другой вариант: с
покупателя, приобретшего товар в рассрочку или кредит, могут потребовать оплаты
не только этого товара, но и процентов за просрочку платежа.
В свою очередь покупатель
имеет полное право на предварительный осмотр товара и демонстрацию его
эксплуатации перед совершением покупки. Обменивать товар можно в течение 14
дней с момента покупки, причем делать этого не только в магазине, где была
совершена покупка, но и в его филиалах. Покупатель имеет право менять товар
только на аналогичную продукцию, однако выбор цвета, модели, формы остается за
ним. Часто магазины мотивируют отказ в обмене отсутствием необходимого товара
на складе, однако покупатель может просто потребовать вернуть ему все
уплаченные деньги или частичного возмещения стоимости товара за его
ненадлежащее качество.